MATERIALS
Этапы работы над учебником INFLUX
Принципы педагогического дизайна на практике
Различные модели педагогического дизайна, о которых сейчас много говорят (ADDIE, SAM, ASSURE), применимы не только к разработке курсов, но и к написанию учебных материалов, например, учебников и пособий.

Итерационные модели (например, SAM) предлагают двигаться циклично от нечетко сформулированного проектного предложения к конкретному продукту с доказанной эффективностью. В книге Katherine Cennamo этот цикл делится на пять фаз педагогического дизайна:
  1. Определение (Define)
  2. Проектирование (Design)
  3. Демонстрация (Demonstrate)
  4. Разработка (Develop)
  5. Представление (Deliver)
По первым буквам английского обозначения этих этапов модель можно назвать 5D Instructional design. Подобно итерационным моделям, 5D призывает разработчиков курсов (или авторов учебных материалов) пройти через серию стадий, ведущих к созданию всё более полных версий продукта. При необходимости эти этапы могут повторяться.

На этих стадиях в процесс создания вовлекаются все заинтересованные стороны, с которыми сотрудничают авторы курса или учебных материалов: заказчики, эксперты по конкретным дисциплинам, члены проектной команды, преподаватели, а также студенты. Роли этих заинтересованных сторон могут варьироваться от определения концепции будущего продукта до его тестирования на практике. Например, эксперты по разным учебным дисциплинам могут подключаться как на этапе разработки в качестве авторов контента, так и на этапе представления, выступая как рецензенты. А студенты могут тестировать материалы на этапах демонстрации или представления продукта.

В ИМО МПГУ мы использовали такую модель при работе над учебником по английскому языку для неязыковых институтов INFLUX. Мы – это небольшая проектная команда, состоящая из Екатерины Скрябиной, Николая Малинина и коллег по ИМО МПГУ. Рассмотрим каждый из этапов 5D модели более подробно и проиллюстрируем его собственными примерами работы над учебником.
1. Определение (Define phase)
Главная задача — определить масштаб проекта и основные результаты. Что для этого нужно:
  • определить характеристики и потребности учащихся. Сделано посредством обобщения собственного опыта, поскольку целевая аудитория студентов нам хорошо знакома, а также общением с заказчиком, который предоставил свои требования.
  • определить образовательные результаты, которых достигнут студенты с помощью учебника. Мы ориентировались на формирование продуктивных навыков владения английским языком (задания на говорение и письмо, которые были в центре каждого юнита).
  • определить будущий продукт и потенциальные критерии успешности проекта. Здесь наиболее важным было понимание технических и финансовых возможностей, а также выбор релевантных учебники, которые служили референсами в дальнейшей работе.
  • спланировать систему оценки проекта. Здесь мы ориентировались на собственный опыт, анализа существующих учебников и обратную связь от коллег.
Результат этого этапа формулируется в виде проектного предложения: из чего будет состоять учебник, какими будут юниты, сколько времени и ресурсов может потребоваться.

2. Проектирование (Design phase)
Основные усилия на этом этапе уходят на планирование для того, чтобы:
  • подтвердить потребности и характеристики обучающихся — превратить эти потребности в конкретные юниты учебника;
  • уточнить образовательные результаты и определить необходимые навыки, которые будут формироваться — договориться о внутренней организации каждого юнита;
  • преобразовать контрольные показатели в план оценки — определить задания, которые будут центральными для оценки продуктивных навыков;
  • определить юниты учебника и их последовательность, а также основные разделы каждого юнита;
  • обсудить окончательный вариант первого юнита.
Результатом должен стать общий объем и последовательность разделов учебника, то есть учебно-тематический план.

3. Демонстрация (Demonstrate phase)
Начинается создание прототипа, и на этом этапе проектная команда:
  • контролирует разработку, чтобы убедиться, что материалы соответствуют характеристикам и потребностям учащихся;
  • убеждается, что задания и упражнения соответствуют запланированным результатам обучения;
  • приводит материалы в соответствии с принятой системой оценивания;
  • разрабатывает и представляет рабочий прототип заинтересованным сторонам (например, заказчику, разработчикам и студентам), чтобы получить отзывы о прототипе до начала масштабной работы над проектом;
  • вносит изменения в проект на основе тестирования или оценки.
В результате создается прототип, состоящий из "кусочка" учебных материалов, например, одного юнита учебника. Этот юнит представляется заказчику и — после одобрения — служит ориентиром для разработчиков последующих разделов учебника.
Екатерина Скрябина. Дизайн первого юнита учебника для демонстрации заказчику.
4. Разработка (Develop phase)
На этом этапе проектная команда:
  • работает с привлеченными авторами (например, с коллегами-преподавателями) над созданием остальных разделов учебника и/или других компонентов (например, рабочей тетради, тестов и т.п.);
  • оценивает разработанные материалы на соответствие характеристикам и потребностям аудитории;
  • вместе с разработчиками редактирует и вносит необходимые правки в материалы до тех пор, пока они не станут отвечать всем требованиям и условиям.
Результатом этого этапа является полностью разработанный набор учебных материалов, которые можно оформлять должным образом и публиковать.

В случае с учебником INFLUX авторами стали преподаватели ИМО МПГУ, а результатом было написание половины учебника, первых трёх юнитов. Готовые материалы отправлялись дизайнеру на верстку.

Набор инструкций и референсов для других разработчиков выкладывался в облачном хранилище.
5. Представление (Deliver phase)
Цель заключительного этапа — представить готовые материалы как заказчику, так и тем, кто будет с ними работать, преподавателям и студентам. Им может потребоваться "обучение", то есть рекомендации по использованию готового учебника или пособия.
На этом же этапе проводится постпроектный анализ, чтобы определить, работала ли команда максимально эффективно, подошли ли материалы студентам, были ли материалы внедрены в соответствии с планом.
Результат – по возможности полный комплект учебных материалов. В случае с INFLUX первые три юнита были полностью написаны, отредактированы, сверстаны и представлены преподавателям перед началом учебного года.
Видны изменения, которые претерпело оформление первого юнита на последней стадии (справа) по сравнению с этапом демонстрации (слева).
Этапы 4 и 5 (разработка и представление) могут повторяться до полной готовности учебных материалов. Так, юниты 4–6 нашего учебника создавались на основе тех требований, которые были сформулированы на первых трех этапах (определение, проектирование и демонстрация), а вот процесс разработки менялся в связи с изменениями в команде и обратной связью, которую мы получили от коллег. На последнем этапе мы представляли уже не блок из трех юнитов, а каждый юнит по отдельности.