Карты Проппа
инструменты креатива
Этот инструмент назван по имени советского филолога и соединяет в себе карточные игры и сказки, которые обладают особой педагогической магией. Карточки способны всё превращать в игру, их визуальная (или тактильная) форма хорошо удерживает внимание. К тому же, их можно адаптировать под любой предмет или тему. А сказки знакомы всем, поэтому спокойно могут применяться на разных уровнях обучения.
Что это вообще такое?
Владимир Пропп, советский исследователь фольклора, в 1928 году определил в сказках 31 функцию — ключевые моменты, из которых состоят волшебные истории. Вот герой отправляется в путь, вот появляется злодей, а вот кто-то дарит магический предмет. Эти функции — строительные блоки сказок, от «Золушки» до «Властелина колец».

31 функция действующих лиц по В.Я. Проппу

Карты Проппа — это тот самый список функций, превращённый в набор карточек. Каждая из них — это одна из функций с тематической иллюстрацией. Карточки логично использовать в сторителлинге, а ещё их можно создавать самим (или просить учеников). Об этом поговорим ниже.
Три функции по Проппу, созданные нейросетью: выведывание, выдача, подвох
Как использовать?
В сторителлинге карты Проппа не рассказывают, что именно писать, а вдохновляют на фантазию: например, даётся функция «злодей обманывает героя», а как это будет происходить — решать писателю. Чем-то напоминает «базовые сюжеты» литературы: карты создают структуру, а в ней — безграничные возможности. Есть отправная точка и простор для творчества.

Карты Проппа — это не просто про сказки. Это способ научиться мыслить нестандартно и находить интересные связи в любом предмете — от литературы до психологии.

Вот несколько ссылок на наборы с картами:
Карты Проппа и языки
Вот несколько идей, как их можно использовать в обучении языкам и смежным предметам (например, литературе).

Для развития коммуникативных навыков: любая карта может быть сценкой, которую надо либо разыграть либо описать, по очереди добавляя детали.

Чтобы анализировать прочитанное: архетипичные функции Проппа идеально тренируют всю базовую терминологию (conflict, setting, mood, villain, etc.).

Для развития навыков письма можно либо написать историю на основе нескольких карт, либо наоборот сделать подробное описание одной карты, чтобы впоследствии визуализировать ее с помощью ИИ.
Создаем и применяем карты
Карты отлично работают сами по себе, но и ученики могут их создавать, применяя знания языка/литературы или навыки сторителлинга.

Алгоритм может быть таким:
1. Выбрать функцию.
2. Актуализировать нужную лексику
3. Написать текстовый запрос для AI (это главная часть задания)
4. Сгенерировать изображение
5. Обменяться и обсудить

Готовые карты Проппа можно раздать друг другу и вместе придумать историю на их основе. Звучит как сценарий для task-based уроков и материалов.
А можно пример?
Примерное задание на английском может строиться так:

Objectives
  • to write detailed prompts for a text-to-image AI tool to create visuals for Propp functions
  • to create a collaborative story based on the visuals.

Step 1: Understand the functions
List the functions you will focus on, for example:
1. A task is set: A challenge or quest is given to the hero.
2. The hero meets the donor: The hero encounters a character who provides magical help or advice.
3. The villain is defeated: The villain is overcome by the hero.
Discuss what these moments might look like in a fairytale setting.

Step 2: (Re)activate vocabulary
A good AI image prompt includes:
1. The setting: describe where the action takes place. Use vivid details (e.g., “a dark castle on a stormy night” or “a peaceful meadow with colorful wildflowers”).
2. The characters: describe the appearance, mood, and actions of the people or creatures involved.
3. The mood or atmosphere: explain the feelings the image should evoke (e.g., mysterious, exciting, dramatic).
4. Specific objects or details: Add extra elements that make the scene visually interesting (e.g., “a glowing lantern” or “a magical staff”).

Step 3: Write the prompt
Write prompts for the listed functions& Use the example to guide you.
Example Prompt (The villain is defeated):
Create an image of the Propp function ‘The villain is defeated.’ The scene is set in a grand throne room with shattered windows letting in beams of golden sunlight. The villain, a wicked sorceress with long silver hair and a black cloak, is collapsing to her knees as her staff shatters in a burst of magical light. The hero, a brave knight in dented armor, stands tall holding a glowing sword, his expression determined. In the background, other characters cheer, while colorful banners sway in the breeze. The atmosphere is triumphant and filled with hope.

Step 4: Generate AI images
1. Use your prompts to generate three images using the AI tool.
2. Save your images with their corresponding Propp function names.

Step 5: Share and discuss
1. Exchange your images with a partner or group.
2. Use the five images (yours and theirs) to create a short fairytale together.
3. Present your story to the class, explaining how the images inspired your narrative.
К предложенному в шаге 3 промпту получилась такая вот иллюстрация в Идеограме (см. картинку выше). Конечно, это произошло после нескольких итераций, но в целом неплохая иллюстрация для учебных материалов.

Ещё один вариант промпта для другой сказочной функции:
Create an image depicting the Propp function 'The villain attempts to deceive his victim in order to take possession of him or his belongings.' The scene is set in a dense, enchanted forest under a twilight sky, with eerie, glowing mist swirling around ancient twisted trees. The villain is a cunning sorcerer with sharp, angular features, dressed in dark, tattered robes adorned with cryptic runes. His eyes glint with malice as he offers a glittering golden apple, emanating an unnatural glow, to a young, innocent shepherd boy. The boy, dressed in simple, worn clothes, holds a wooden staff and a small leather pouch of coins, his expression hesitant but curious. In the background, a sinister raven perches on a tree branch, watching intently. The atmosphere is tense, with the forest appearing both magical and foreboding, emphasizing the deceitful intent of the villain.
Как и где ещё применять?
  • Гейм-дизайн: чтобы разрабатывать персонажей
  • Маркетинг: чтобы создавать эмоциональные рекламные истории.
  • Психология: чтобы исследовать архетипы, роли и сценарии в жизни человека.
  • История: чтобы анализировать нарративы мифов и исторических хроник.
  • Разговорные и книжные клубы: чтобы оживить обсуждения.
  • Саморефлексия: чтобы осмыслить свои жизненные «сюжеты» и цели.
Больше идей для преподавания — в моём телеграме. Присоединяйтесь!